Виды соединений трубопроводной арматуры
При разработке проекта трубопровода способы соединения трубопроводной арматуры выбирают в зависимости от параметров системы и условий эксплуатации. При установке устройств на существующую магистраль руководствуются конструктивными особенностями трубопровода. Общими критериями выбора остаются основные виды присоединений, зависящих от типа соединительной трубопроводной арматуры, отличительные характеристики узлов и механизмов, их плюсы и минусы. Из традиционных способов монтажа на первые позиции выходят фланцевые соединения, резьбовые и при помощи штуцеров.
Виды трубопроводной арматуры по назначению
В зависимости от функции, возложенной на механизм, существует несколько типов трубопроводной арматуры:
- запорная;
- предохранительная;
- защитная;
- регулирующая;
- обратная.
Есть и комбинированные виды: запорно-регулирующие клапаны, краны и прочие.
Виды соединений арматуры
Арматура классифицируется по конструкции присоединительных деталей, от чего зависит тип присоединения:
- фланцевое;
- муфтовое;
- штуцерное;
- приварное.
Преимущественные особенности фланцев, штуцеров, муфт и прочих фитингов влияют на выбор соединения и методику монтажа.
Фланцевое соединение
Среди других чаще встречается арматура с фланцевым соединением, где в качестве соединительных элементов применяются фланцы. Это плоские отливки круглой или прямоугольной формы с отверстиями, размещенными равномерно по периметру и предназначенными для вставки крепежа — болтов или шпилек. Центральную зону фланца занимает сквозное отверстие диаметром, равным диаметру канала магистрали. Фланцы фиксируют к трубе и патрубкам при помощи сварки. Чтобы установить кран, клапан или задвижку, совмещают оси отверстий двух соединяемых фланцевых деталей.
С целью обеспечения герметичности арматуры в месте контакта, между фланцами прокладывают уплотнение, затем продевают в отверстия болты (шпильки) и стягивают соединительные компоненты, закручивая гайки. Такое соединение запорной арматуры надежное и легко противостоит воздействию повышенного давления рабочей среды.
Преимущества и недостатки фланцевых соединений
Из главных достоинств монтажа при помощи фланцев упоминают:
- надежность присоединения;
- допуск к эксплуатации в системах с высоким давлением и значительной температурой рабочих сред;
- внушительная степень герметичности контакта деталей;
- возможность неоднократного снятия и установки устройств, что необходимо при проведении ремонтных работ и замене изношенных трубопроводных механизмов;
- многочисленные виды фланцев, что позволяет выбрать необходимые для конкретного трубопровода детали.
Из недостатков нельзя забывать о металлоемкости и особых нюансах монтажа. Для производства комплектующих требуется больше материалов, что утяжеляет конструкцию, делает выше цену и больше строительные размеры. Монтажник, устанавливающий фланцевые узлы, должен обладать соответствующим опытом и квалификацией. Чтобы обеспечить герметичность конструкции на весть срок эксплуатации, следует регулярно подтягивать крепежные гайки. Тщательного подхода к обслуживанию требуют трубопроводы, где присутствуют температурные перепады и вибрационные нагрузки.
Муфтовое соединение
Еще один распространенный способ монтажа — при помощи резьбовых муфт. Существуют ограничения по применению такой методики:
- условный проходной диаметр — не более 50 мм;
- рабочее давление — в пределах 1,6 МПа.
Для производства корпуса трубопроводной арматуры с муфтовым соединением применяют чугун, латунь, иные сплавы цветных металлов. Присоединение осуществляется следующим способом: на трубе находится наружная резьба, на нее наворачивают муфту устройства с внутренней резьбовой нарезкой. Для удобства монтажа патрубок отливается в шестигранной форме, что дает возможность использовать ключи — гаечные или разводные.
Параметры резьбы:
- номинальный диаметр на стержне указан в дюймах.;
- мелкая, по высоте зуба не зависящая от диаметра магистрали;
- формируется разными методами — резьбонакатным инструментом, штампованием, пластическим деформированием или нарезанием со снятием стружки.
Герметичность соединения повышается за счет уплотнительных материалов: ФУМ-ленты или льна.
Производители арматуры выпускают устройства с патрубками с резьбой, выполненной изнутри с обеих сторон, или с внутренней и наружной. Для присоединения последнего применяют гайку накидного типа.
Преимущества и характерные недостатки муфтовой резьбы
В числе положительных характеристики отмечают:
- простоту установки, исключающей обязательное использование вспомогательных крепежных элементов — болтов или шпилек и гаек;
- внушительную защиту от протечек за счет уменьшенного шага резьбы и наличия уплотнительного материала;
- благодаря технологии навинчивания с обеих сторон нет необходимости проворачивать трубы;
- длительный срок эксплуатации муфтового присоединения;
- незначительное увеличение строительной длины, обусловленное конструктивными особенностями;
- возможность монтажа и демонтажа муфтовых трубопроводных узлов для обслуживания, замены и ремонта (допускается выполнять столько раз, сколько необходимо).
Наравне с преимуществами есть и недостатки:
- запрет на установку в трубопроводы большого диаметра;
- невозможность муфтового соединения с тонкостенными трубами, резьба на которых способна снизить прочность.
К монтажникам предъявляются особые требования по навыкам и квалификации: ошибки монтажа приведут к потере герметичности; в отсутствие резьбы на трубе, придется ее нарезать, что обуславливает наличие у мастера соответствующего опыта.
Штуцерное соединение
Если трубопроводную арматуру предполагается устанавливать на трубопровод с условным проходным диаметром 5 мм и менее, для присоединения применяют штуцеры. Штуцер выступает в качестве соединительной комплектующей, на нем нарезана внешняя резьба, позволяющая притянуть штуцерное устройство с помощью накидной гайки типа «американка».
Штуцерный метод присоединения относится к специфичным и применяется в сборке лабораторных установок, трубопроводы которых обладают маленьким условным проходным каналом. Штуцерная технология используется, если на отводных патрубках трубопровода монтируют контрольно-измерительную аппаратуру и прочее необходимое в работе оборудование.
Приварное соединение
Для производства запорно-регулирующей арматуры с приварными соединительными деталями изготовители выбирают углеродистую и нержавеющую сталь, а кромки патрубков разделывают под приварку. Сварные узлы подбирают, исходя из условного диаметра трубопровода и соединительных патрубков. При монтаже совмещают торцы трубы и приварного патрубка и формируют сварной шов по окружности.
Плюсы и минусы приварного присоединения
Главные достоинства сварного соединения арматуры:
- абсолютная герметичность стыков;
- прочность и надежность присоединения, обуславливающие применение сварного метода на магистралях высокого давления и особо важных ветках трубопровода;
- отсутствие вспомогательных комплектующих для крепежа конструкции;
- низкая материалоемкость — вес сварной конструкции не увеличивается, цена изделий не возрастает.
Сложность монтажа из-за применения сварочного оборудования — основной недостаток. Нельзя допустить нарушения технологии сварки, чтобы не снизилась прочность шва и не возрос риск аварии. Сварное соединение, в отличие от фланцевого, штуцерного и муфтового, неразъемное — это второй минус. Демонтаж арматуры, заключающийся в ее срезке, исключает повторное использование приварного трубопроводного узла.
Купить соединительную трубопроводную арматуру
Занимаясь производством трубопроводной арматуры, АО «ПАЗ» самостоятельно реализует свою продукцию. Благодаря такому подходу к поставке металлоизделий, приобрести их предлагается по доступной цене. Продажа осуществляется через собственный отдел продаж, куда нужно обратиться для оформления покупки:
- позвоните по многоканальному номеру +7(800)-25-05-305;
- закажите обратный звонок;
- заполните онлайн-форму приема заявок.
Менеджер по продажам проконсультирует по срокам отгрузки, актуальной стоимости, выбору моделей, поможет заказать доставку по России и СНГ. Качество изделий гарантировано и подтверждается сертификатами соответствия.